Меню
Поиск по сайту

Питомник растений как бизнес

Питомниководство — одно из перспективных направлений в малом бизнесе. Привлекательность дела по выращиванию рассады и саженцев заключается в том, что его можно организовать на сравнительно малых площадях, даже в условиях дачного участка. С небольшой теплицы площадью в 100 кв. м. ежегодно можно получать до 60 тыс. штук рассады земляники. При цене одного кустика в 20 рублей, прибыль получается около 1 000 000 рублей.

В годы перестройки многие питомники России пришли в упадок. Денег на реконструкцию изношенных помещений и внедрение современных технологий не было, поэтому нерентабельные производства закрывали или продавали за бесценок. В результате этого, в стране осталось всего чуть более 200 действующих питомников. Для сравнения: в Германии и Франции насчитывается более 5000 питомников, в маленькой Польше — 3000 питомников, а в России — всего 200. Совсем печальная для нашей страны статистика, при ежегодном объеме роста рынка в 20%.

Эксперты утверждают, что масштабы страны, численность населения, разнообразие климатических условий, позволяют свободно работать на территории России не менее 10 000 питомников. При этом никто не запрещает и осуществлять экспорт в страны ближнего зарубежья. Потенциал огромен.

С чего начать?

Для начала неплохо бы изучить спрос на продукцию в вашем регионе и близлежащих населенных пунктах. В начале пути именно этот рынок будет вашим основным источником сбыта. Следует оценить свои финансовые возможности, способность вложить деньги и ожидать прибыли не раньше, чем через 1-2 года.

Успех дела во многом будет зависеть и от местоположения участка, близости его к крупному городу. Большой плюс, если участок подключен к инженерным сетям, прежде всего, к электроэнергии и водоснабжению. Это позволит с наименьшими затратами организовать выращивание саженцев в закрытом грунте.

Следует позаботиться и о возможности привлечения дополнительных рабочих рук. Это могут быть люди из числа ваших ближайших родственников, знакомых или друзей. Не стоит забывать и про обучение. Открытию бизнеса должно предшествовать доскональное изучение технологии, чтение соответствующей литературы. Беспроигрышный вариант — стажировка в действующих крупных питомниках или работа там с целью получения необходимого опыта.

Требования к земельному участку

Не все земельные участки подходят для организации питомника. Поиск подходящего из них — задача несложная, важно лишь знать некоторые правила. Первое, на что следует обратить внимание — залегание опасных грунтовых вод. Важно, чтобы вода не проходила на глубине ближе полутора метров. Расстояние от поверхности почвы до грунтовых вод определяют вырыванием шурфа.

Далее — состав почвы. Тяжелые, малоплодородные, глинистые, заболоченные, заросшие пыреем и осотом почвы выбраковываются сразу. Оптимальна для организации питомника рыхлая почва с высоким содержанием гумуса. Для высаживания саженцев выбирают хорошо прогреваемые склоны: южный или юго-западный. Для посадочного материала подготавливают защиту от ветра. Высаживают по периметру декоративные породы деревьев, устанавливают изгороди, хозблоки. Хорошо, если рядом находится лесная опушка, которая может служить прекрасной преградой от сильных ветров.

А что, собственно, выращивать?

Какие виды растений выращивать, во многом зависит от финансовых возможностей организатора дела, климатических условий региона выращивания и размера самого участка, отведенного под питомник. Некоторые виды растений крайне выгодны в розничной продаже. Например, саженец голубой ели в возрасте от 3-х лет будет стоить не менее 12 тыс. рублей. Но вырастить голубую ель очень сложно. Необходимо соблюсти строгую технологию, чтобы в результате получить голубую, а не зеленую ель.

Выгодным может оказаться выращивание роз. Преимущество растений в том, что на 10 сотках можно вырастить за три месяца до 30 000 саженцев роз. Один цветок, в зависимости от сорта, стоит от 150 до 1000 рублей. Единственная существенная сложность — придется строить теплицу, так как растения необходимо получить уже к началу сезона продаж.

Другое доходное направление - выращивание рассады земляники. Рассады хорошего качества всегда не хватает, поэтому на растение всегда сохраняется высокий спрос. В условиях закрытого грунта, можно получать от 200 до 400 корней с одного квадратного метра в год. Небольшая теплица на 100 кв. м. может обеспечить выход в 20 — 40 тыс. корней рассады земляники в год. При розничной цене в 20-22 рубля за кустик, выручка предпринимателя составит порядка 400 — 880 тыс. рублей.

Что же касается саженцев плодово-ягодных культур, то наибольшим спросом на рынке пользуются саженцы яблонь, на втором месте — малина и смородина, на третьем — вишня, груша и слива. Более экзотические растения, вроде винограда, абрикоса, черешни и миндаля, покупают не так часто. В конечном счете, никто не запрещает выращивать в питомнике 20, 50 и даже 100 видов растений.

Подводные камни бизнеса

Особенностью бизнеса является ярко выраженная сезонность в реализации продукции питомника. Саженцы покупают весной и осенью. Это создает целый ряд трудностей: необходимо еще до начала сезона подготовить посадочный материал, произвести прививание, черенкование, продумать каналы сбыта продукции. Реализация продукции - один из самых сложных и непредсказуемых процессов.

Самые желаемые клиенты - крупные заказчики, вроде администраций, владельцев парков, санаториев. Это те организации, которые могут заказать от 500 саженцев и более. Но работать с ними сложно, так как невозможно предугадать, что конкретно хочет такой клиент. Ему может понадобиться 700 полутораметровых саженцев тополя, которых у вас, наверняка, не будет. Вырастить дерево — это ведь не булку хлеба испечь. Для выращивания такого дерева потребуется минимум 4 года. А крупному заказчику нужно купить все сразу и в одном месте.

Малым питомникам остается надеяться на небольших оптовых перекупщиков и розничных торговцев, продающих саженцы на трассах, на владельцев дачных участков, которые любят превращать свои владения в «райские сады».

Есть и другой вариант сбыта продукции. Можно арендовать земельный участок вблизи крупного города, рядом с трассой, где проходит большой поток автомобилей. Участок огораживается, ставится будка охранника, вагончик для работников отдела продаж, устанавливается рекламная вывеска: «Растения для сада и огорода». Данная площадь может служить отличной базой для розничной продажи саженцев, как с вашего питомника, так и растений, закупленных на стороне (для расширения ассортимента). Получится, своего рода, супермаркет по продаже растений и саженцев под открытым небом. Такие объекты привлекают внимание почти каждого дачника или владельца земельного участка. Человек, проезжающий мимо, остановится ради любопытства, просто посмотреть, а уедет с 4 — 5 саженцами яблони, груши или декоративной ели.