Меню
Поиск по сайту

Пассажирские автоперевозки как бизнес или хочу свою маршрутку

Многие города по всей России (да и в странах СНГ ситуация тоже не лучше), лишены нормального автобусного сообщения. Людям приходится даже при плохой погоде простаивать минимум от получаса, чтобы дождаться одного из немногих дешевых автобусов, или же пользоваться услугами таксистов. Последние хоть и довезут человека быстро, но и денег попросят приличную сумму – на постоянной основе так не поездишь.

Служба маршрутных такси является достойной альтернативой и золотой серединой между комфортными такси и дешевыми автобусами. Они маневренны, чаще появляются на остановках и имеют удобный для пассажиров салон.

Пассажирские автоперевозки как бизнес

Тот факт, что городские системы транспорта в стране не всегда развиты настолько, насколько хотелось бы, делает маршрутки необычайно перспективными с точки зрения идеи бизнеса. Стать владельцем своей маршрутки сможет даже тот, у кого не хватает бюджета на покупку автомобилей и оборудования для их ремонта/обслуживания.

Всего один микроавтобус, ездящий по маршруту со средним наплывом клиентов, может превысить по доходности среднюю российскую зарплату вплоть до пяти раз. Рентабельность и ликвидность пассажирских перевозок позволяет получать доход практически в полностью пассивном режиме.

Но не все так просто, как кажется на первый взгляд. Данный вид автобизнеса имеет множество нюансов, о которых следует получить представление. Никто вам заранее никогда не скажет точную доходность предприятия – она будет зависеть от наличия конкурентов, различных ограничений, накладываемых на маршрутный транспорт городскими властями, и множества других переменных.

ВажноПоэтому начинающему предпринимателю следует в первую очередь ознакомиться с местным рынком, а уже потом решать, какую из форм этой деятельности выбрать – какой транспорт выберет, будет только возить или же заниматься диспетчерскими услугами, сервисом или сдавать автомобили в аренду.

Разновидности маршрутных такси в Российской Федерации

Маршрутки могут классифицироваться на строго привязанные к конкретному пути следования, маршрутки-такси и так называемые “маршрутки без маршрута”. В последнем случае пассажиры могут напрямую влиять на путь следования транспорта, выбирая наиболее удобную для себя траекторию. Так или иначе, в российском законодательстве вообще не существует этих категорий, а маршруткам еще в 2013 году присвоили категорию общественного транспорта – туда же относятся троллейбусы, трамваи и все в таком духе.

Пассажиров и багаж общественный транспорт должен возить только в пределах регулярного, заранее определенного пути следования, и никак иначе. Разрешением на перевозку служит публичный договор, основанный на законе о перевозке транспортом общего пользования. Это говорит о том, что работать можно только двум разновидностям маршрутного транспорта:

  • Производящим посадку и высадку людей на остановках в пределах намеченного маршрута перевозки;
  • Производящим посадку и высадку людей на остановках и других местах, где это не запрещается правилами дорожного движения, также в пределах намеченного маршрута.

Сами маршруты тоже имеют свою классификацию, которая закреплена в законодательстве и имеет целых четыре категории:

  1. Городское сообщение. Перевозка не выходит за границы населенного пункта;
  2. Пригородное сообщение. Маршрутный транспорт курсирует от одного населенного пункта к другому (макс. Расстояние – 50 километров);
  3. Междугороднее сообщение. Аналогично предыдущей категории, перевозки осуществляются между населенными пунктами, но расстояние превышает 50 километров.
  4. Международное сообщение. Во время перевозки предусматривается пересечение границы государства.

В российском законодательстве присутствует и другая классификация, относящаяся к пассажирским перевозкам и транспортировке багажа: регулярная перевозка, легковые такси и перевозка по заказу. Маршрутки относятся регулярным перевозкам, причем официально называются микроавтобусами или автобусами малой вместимости. Стоит также отметить, что маршрутки, как правило, не являются муниципальным транспортом, а находятся в частной собственности, зарабатывая за счет пассажиров.

Как открыть свой бизнес на маршрутных перевозках

Данная область предпринимательства контролируется Уставом автотранспорта и городского наземного транспорта, а также законом №220-Ф3, регулирующим пассажирские перевозки и транспортировку багажа. В соответствии с законодательством, у перевозчика должна иметься специальная парковка и, если он планирует одновременную перевозку свыше 8 человек, следует получить целый ряд документов.

Сюда входит лицензия, маршрутная карта или разрешение от уполномоченных городских/областных властей, легализирующее вашу деятельность по маршрутным перевозкам.

Лицензия на пассажирские перевозки

Основным и наиболее сложным в получении документов из данного списка является лицензия. Наличие ее у перевозчика подтверждает соответствие предоставляемых им услуг всем требованиям безопасности, и что сотрудники обладают достаточным уровнем квалификации для выполнения маршрутных перевозок. Выдает лицензию Ространснадзор на основании поданного перечня документов:

  1. Регистрация вас как объекта предпринимательской деятельности (юр. лицо);
  2. Правильно заполненное заявление с указанием одного из четырех типов перевозки;
  3. Учредительные документы, регламентированные “Положением о лицензировании” документы (достаточно будет нотариально заверенных копий);
  4. Документы о состоянии вас на налоговом учете.

И это лишь краткий список. От каждого работающего водителя потребуется подтверждение трудового стажа, медицинские справки, подтверждающие отсутствие медицинских ограничений к управлению маршрутными транспортными средствами, документация по помещениям, где ведется техобслуживание вашего автопарка.

В последнюю категорию входят выписки из ЕГРП, документация по техническому оборудованию, перечень сертификатов и других бумаг по помещению (о его соответствии стандартам безопасности и пр.). То же самое и по транспорту – без диагностической карты, техпаспорта на каждый транспорт и договора о медицинском предрейсовом осмотре не обойтись.

Лицензия на пассажирские автоперевозки выдается обычно в течение 1-1.5 месяцев, перед подачей бумаг придется уплатить 7,5 тысяч государственной пошлины. Это довольно мало за бессрочную лицензию, особенно если учитывать тот факт, что за перевозки без официального разрешения организация может быть оштрафована на 400 тысяч рублей, а если нарушение будет повторным, транспорт в ряде случаев подлежит конфискации.

Хочу свою маршрутку: Нюансы выбора и согласования маршрута

Очень много возни у предпринимателей с выбором и согласованием маршрутов, ведь заниматься самодеятельностью перевозчикам никто не позволит. Крупные города транспортными маршрутами уже забиты под завязку, поэтому интегрироваться в эту сферу будет крайне проблематично. Рекомендуется исследовать небольшие населенные пункты на предмет наличия свободной ниши.

К примеру, если у местного автобусного парка не лучшая ситуация с качеством обслуживания и транспортные средства устарели, этим можно воспользоваться. Разузнать о возможности получения маршрута можно в местном транспортном департаменте или на транспортных мероприятиях, занимающихся обслуживанием маршрутам (именно с ними и заключается соглашение о предоставлении вам необходимой линии).

ВажноЕсли нужно проложить новый маршрут, сложностей будет куда больше. Нужно все согласовать с местным самоуправлением, собрать ворох документов, где будут разбираться вопросы экономической целесообразности маршрута, организация, техническая реализация и другие нюансы. К тому же, вам придется соперничать с другими претендентами, также подавшими заявку на тендер и желающими отхватить прибыльный маршрут. А это в условиях России и других стран бывшего СССР почти всегда заканчивается неудачей (если, конечно, у вас нет связей в администрации).

Прежде чем что-либо предпринимать в плане организации бизнеса на пассажирских автоперевозках, сначала следует изучить все его составляющие. Лучше всего для этого подойдет информация из первых уст – опросите владельцев и водителей маршруток, других вращающихся в этой сфере людей. У них наверняка найдется немало полезных данных, о которых вряд ли напишут в интернете.

Влияние коммунального транспорта на работу маршруток

Здесь все не так однозначно, как может показаться на первый взгляд. По логике метрополитен и троллейбусы с трамваями должны лишать частников на маршрутках части прибыли, но на практике прохождение рейса рядом с местами с большим пассажиропотоком все еще остаются выгодными. А если органы городской власти еще и поднимут стоимость проезда, предприниматель наверняка заметит возросший интерес к удобным и комфортным маршруткам, в то время как коммунальный транспорт будет иметь дело по большей части с льготниками.

Выбор автомобилей для маршрутных перевозок

При плотном трафике предприниматели получают возможность сохранить рентабельность своего бизнеса на пассажирских автоперевозках, даже не прибегая к повышению стоимости своих услуг вслед за подорожания метрополитена и автобусов с троллейбусами. Но начинающим игрокам на этом рынке часто не имеет смысла рваться в эту зону из-за сопутствующих сложностей. Менее популярные пригородные направления часто являются перспективной нишей, так как многие города продолжают разрастаться вширь, обрастать инфраструктурой, а после активной застройки и заселения уровень дохода владельцев маршрутных такси заметно повысится.

Выбор автомобилей для маршрутных перевозок

Традиционные “Газели”, когда-то бывшие общепринятым вариантом и практически синонимом слова маршрутка, сейчас уже не соответствуют европейским стандартам качества перевозок. Некомфортные размеры, низкие потолки, ограниченность по пассажирским местам – все это не играет перевозчику на руку и не дает максимизировать прибыль. Впрочем, есть у этих машин и несколько компенсирующее все проблемы достоинство – их бюджетность.

ВажноПодержанным автомобилем можно обзавестись за сущие по меркам автоперевозок копейки (100-300 тысяч рублей), хотя тут все зависит от состояния, пробега, года выпуска модели и пр. Цена новых Газелей, например, может превышать 1 миллион рублей.

Но стоит задать себе вопрос – если есть в наличии несколько миллионов, целесообразно ли вообще тратить на ГАЗ деньги? Зарубежные производители с именитыми брендами, такие как Ford, Volkswagen, Fiat, Citroen и прочие европейцы, предоставляют за аналогичную стоимость куда более интересные решения, как малогабаритные маршрутки, так и микроавтобусы с вместимостью до двух десятков посадочных мест. В таблице ниже вы можете посмотреть примеры актуальных на конец 2019 года моделей и их приблизительную стоимость на б/у рынке.

Таблица: цены на импортные маршрутки

Модель автомобиляСтоимость новых моделей на первичном рынкеСтоимость б/у (зависит от состояния, пробега и пр.)
Мерседес-Бенц Спринтер Классик1 млн. 600 тысяч – 1 млн. 800 тысячОт 250 тысяч рублей
Ford Transit1 млн. 970 тысяч рублей за модель 2019 годаОт 230 тысяч рублей
Volkswagen CrafterОт 2 млн. за новые моделиОт 600 тысяч за б/у 2010 года
Peugeot BoxerОт 1 млн. и вышеОт 200 тысяч за старые модели
Citroen Jumper600 тыс. – 1+ млн. рублейОт 550 тыс. за модель 2013 года
Iveco DailyДо 2+ млн.Старые б/у от 380 тыс. рублей
Hyundai CountyС 2017 не поставляются в РФ, модель 2017 года стоит 500 тыс.От 250 тысяч рублей

Следует отметить, что с вторичным рынком маршруток нужно быть осторожными. Так как экономия на начальном этапе нередко выливается в дополнительные расходы в будущем. Если ваш бюджет не позволяет сразу купить автопарк у дилеров на первичном рынке, стоит задуматься о лизинге, как о решении проблемы. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут благодаря лизингу еще и сэкономить, так как выплата по лизинговому контракту учитывается как текущие издержки, плюсуемые к себестоимости.

Нанимаем персонал. Каким требованиям должен соответствовать водитель маршрутки?

Самое очевидное, это, конечно же, наличие прав на вождение автомобиля D-категории, а также минимум три года стажа за рулем. Следующий обязательный документ – медицинская справка, разрешающая работнику управлять транспортным средством. Нужно убедиться, что на работу не попадут непрофессиональные водители и люди, которые были уволены с предыдущего места работы из-за своей несостоятельности как работников.

Водитель маршрутки

Водителям нужно выполнять все предписания диспетчеров, следовать строго по маршруту, знать инфраструктуру города в участке следования (транспортные разъезды, остановки, опасные места, заправочные станции и пр.).

Зарплату водители обычно получают по схеме “доход сверх нормы”. Им необходимо заработать за день оговоренную сумму, а доход сверху является их заработком. Окладную систему с фиксированным доходом большинство предпринимателей не используют, что одновременно является и минусом и плюсом. Держателю бизнеса маршрутных перевозок выгодно мотивировать работников, но это часто приводит к переработке со стороны последних, стычкам на дорогах с конкурентами, нарушениям скоростных норм в попытке заработать больше, отчего пассажиры могут оказаться в опасности.

В некоторых схемах маршрутного бизнеса владельцами транспортных средств являются сами водители, которые самостоятельно моют и заправляют авто, занимаются ремонтом и обслуживанием, а также имеют свое собственное место стоянки.

ВажноМинус здесь в том, что желающий сэкономить водитель (еще бы, ведь ему приходится делиться прибылью с владельцем бизнеса) надлежащим образом не обслуживает автомобиль, а пассажирам приходится “наслаждаться” поездкой в грязной и побитой маршрутке. Чтобы подобного не произошло, рекомендуется выбирать более практичную схему сотрудничества.

Такая схема полностью разгружает водителей от всех видов деятельности, кроме непосредственного вождения транспортного средства. Стоимость бензина, обслуживания, мойки и ремонта возмещается предпринимателем из своего кармана. Чтобы не уйти в минус из-за такой щедрости, нужно внимательно следить за доходностью маршрута.

А так как большинство людей в нашей стране все еще далеки от цифровых технологий и оплачивают поездку наличными, у водителей есть куча способов набить карманы за счет недополученных работодателем средств. Чтобы правильно выставить минимальную норму, лучше самому побыть некоторое время кондуктором на маршруте и подсчитать реальную выручку.

Кстати, раз уж была затронута тема недобросовестных водителей, стоит отметить еще ряд отрицательных качеств, с которыми нанимать на работу человека никак нельзя. Водитель не должен быть вспыльчивым, конфликтным, невротичным. Неадекватные и буйные люди в общественном транспорте ездят постоянно, и если ваш работник будет решать проблему силовыми методами, это не пойдет на пользу бизнесу пассажирских автоперевозок.

Обслуживание маршрутного транспорта

Весь автопарк подлежит регулярному осмотру на станции техобслуживания, который обязан выполнять компетентный специалист-механик. Маршрутка должна комплектоваться карточками транспортного средства, спутниковым мониторингом и тахографами. В случае технической неисправности автомобиль снимается с рейса. Сам водитель, прежде чем отправиться на выезд, тоже должен получить разрешение от штатного врача (если таковой отсутствует, необходимо заключить соглашение об обслуживании со сторонним медицинским учреждением).

Обслуживание маршрутного транспорта

Владелец бизнеса должен определиться с местом стоянки автомобилей в нерабочие часы, нюансами технического обслуживания транспортных средств (к примеру, будут ли это делать внутренние работники или сторонняя организация). Автопарковка с офисом могут стать весомой статьей ежемесячных расходов, поэтому не стоит забывать про экономическую выгодность месторасположения. На окраинах обычно дешевле, а в центре города – дороже.

Бизнес на маршрутках – финансовая сторона вопроса (сколько тратиться/зарабатывается)

Точную стоимость открытия бизнеса на маршрутных перевозках вам никто не скажет, да и невозможно это хотя бы по причине необходимости принимать во внимание большое количество переменных – региональное расположение, стоимость автомобилей (новых или б/у) и их количество, наличие/отсутствие собственного техобслуживания и прочие нюансы.

ВажноНемного прикинуть по цифрам помогают расценки людей, предлагающих начинающим предпринимателям приобрести уже готовый бизнес, где уже есть автопарк, нанятый персонал и весь необходимый перечень бумаг для легализации деятельности. Стоимость готового бизнеса в среднем находится в пределах 600 тыс. – 1.5 млн. рублей.

Многие люди захотят миновать стартовые бюрократические преграды и быстро приступить к непосредственному заработку, поэтому для них покупка готового бизнеса станет настоящим спасением. Но нужно быть осторожными и предварительно выяснить, почему предыдущий хозяин решил слить такой перспективный актив, нет ли подвоха в выгодном на первый взгляд предложении.

Следует подсчитать все расходы, куда относится обслуживание, заправка транспорта, налоговые и страховые отчисления, арендная плата и другие формы издержек, а также учитывать минуса в случае форс-мажорных обстоятельств – внепланового ремонта автопарка и простоя не допущенных к рейсу машин.

Сколько можно заработать на маршрутных перевозках

Этот вопрос читающих наверняка волнует в первую очередь. Если брать средние значения, один микроавтобус способен приносить около 90 тысяч рублей, но возможны существенные отклонения в большую и меньшую сторону. Автопарк из трех микроавтобусов уже может принести владельцу 150-500 тысяч (это с учетом расходов на обслуживание и прочих отчислений).

Сколько можно заработать на своей маршрутке

На доход также влияет выбранный маршрут, сезон работы и развозимый контингент. Наиболее доходными являются транспортные пути, соединяющие спальные районы с местами работы/учебы. На выходных выручка обычно заметно снижается, увеличиваясь разве что в ситуации с рейсами пригородного типа за счет огородников/дачников, да и то, не в каждый сезон.

Дополнительным средством для повышения доходности могут стать рекламные объявления, размещаемые на внутренней и наружной стороне микроавтобуса. Салоны обвешивают баннерами, листовками, раскладывают на видных местах буклеты. Рекламный материал также клеится как специальная пленка на боках маршрутки, на пассажирских стеклах (полупрозрачная структура позволяет сохранить обзор, при этом демонстрируя окружающим рекламу).

Оформлением занимаются сотрудники рекламного агентства, с которым вы заключили соглашение о партнерстве. Расценки в каждом случае индивидуальны. Кстати очень интересный и прибыльный вид бизнеса — размещение рекламы на авто!

Другие нюансы маршрутного бизнеса, о которых следует знать

Во-первых, отрасль пассажирских автоперевозок является высокодоходной сферой деятельности, где вращаются крупные деньги, поэтому для нее характерно отсутствие публичности. В крупном городе сложно найти не числящийся за одним из крупных игроков выгодный маршрут, это конкурентная и коррумпированная область.

Честное следование законодательным предписаниям далеко не всегда позволяет добиться желаемого, и многие бизнесмены вынуждены искать не совсем законные пути решения организационных вопросов, получения разрешений и пр. Также не стоит недооценивать перечень расходов – некоторые предприниматели составляют излишне оптимистичный прогноз и в итоге сталкиваются с недостатком средств для реализации бизнеса.

К примеру, жесткая эксплуатация транспортных средств, какими бы качественными они не были, неизменно приведет к необходимости ремонта. А качественное обслуживание и ремонт становятся существенной долей в ежемесячном листе расходов. Да что там говорить, расходом является даже ситуация, когда маршрутка находится на техобслуживании несколько дней и не может выехать на рейс.

Плюс с каждым годом стоимость обслуживания, заправки автомобилей и аренды стоянки/помещения будет только возрастать. Придется регулировать тарифы, чтобы компенсировать убытки, а это не всегда возможно в виду ряда обстоятельств.

Да, задумываясь о запуске бизнеса на маршрутных перевозках, нужно обязательно проанализировать перспективы. Сейчас в крупных городах РФ и других стран наблюдаются проблемы с трафиком на дороге – возрастает число ДТП, большое количество машин создает транспортные пробки. В такой ситуации малый транспорт со своей низкой вместимостью проигрывает более вместительным троллейбусам и трамваям.

ВажноСогласитесь, вместо множества снующих туда-сюда маршруток хватит в определенной ситуации и автобуса с 120 посадочными местами, к тому же, он занимает гораздо меньше места, чем несколько маршруток, эквивалентных ему по общему количеству перевозимых пассажиров.

С другой стороны, “маршрутчики” в некотором роде даже защищены, так как в муниципалитетах многих стран есть множество людей, которые лоббируют их интересы, не давая вытеснить микроавтобусы с рынка пассажирских автоперевозок или ввести ограничительные реформы. Через маршрутный бизнес нередко отмывается черная наличность и бизнес крышуется на уровне городской администрации.

Запрет поднимать тарифы на перевозку людей обычно очень быстро снимается, стоит только водителям маршруток просто не выйти на рейс. Сложно сказать, кто выиграет в итоге, но уже сейчас в столице РФ и нескольких крупных городах маршрутки упразднили.

Подведем итоги. Стоит ли заниматься бизнесом на маршрутках?

Основываясь на всем сказанном выше, можно охарактеризовать пассажирские автоперевозки как сферу деятельности с высоким порогом вхождения. Предпринимателю не только понадобится внушительный стартовый капитал, но и недюжинные организационные способности, ведь перед запуском рейсов придется решить немало вопросов, связанных с получением лицензий, разрешений, наймом персонала и закупкой автопарка.

ВажноОдин приличный б/у автомобиль будет стоить от 6 тысяч долларов, а предлагаемые на торговых площадках 3-тысячедолларовые варианты на практике почти всегда оказываются рухлядью, реставрация которой обойдется в такую же сумму.

Тем не менее, если бизнес налажен и городские власти не ставят перед предпринимателем никаких препятствий, ничто не мешает зарабатывать вплоть до 90 тысяч рублей с одного транспортного средства в месяц, хотя обычно выходит гораздо меньше. Именно поэтому держать в автопарке менее трех-четырех машин не имеет смысла, так как поломка хотя бы одной из них может сильно сказаться на доходности.

Не стоит верить и тем людям, которые говорят о миллионных заработках на маршрутных перевозках – это явное преувеличение, но и недооценивать прибыль от правильно выбранного маршрута тоже нельзя.

1
Оставить комментарий
avatar
1 Цепочка комментария
0 Ответы по цепочке
0 Последователи
 
Популярнейший комментарий
Цепочка актуального комментария
1 Авторы комментариев
Artem Авторы недавних комментариев
  Подписаться  
новее старее большинство голосов
Уведомление о